Персона и творчество

Огромное заблуждение многих, кто сталкивается с продуктами творчества других, — что автор пишет (рисует, лепит, сочиняет и т.д.) исключительно о себе.

Т.е. будто бы поэт пишет стихи о своих проблемах. Художник рисует картинки из своей жизни. Актёр отыгрывает себя в предложенных обстоятельствах. И так далее.

Такое предположение всегда выдаёт непосвящённого в таинство творчества (уж простите меня). Хотя оно вполне объяснимо. Для большинства людей великое счастье даже не в творчестве, а в том, что в психологии называется отреагированием. В том, чтобы банально высказать невысказанное, разжать зубы и прокричать застрявшее в горле… И пока этого не сделано, они проецируют свою ситуацию на тех, кто творит.

Но внутренняя ситуация творца устроена по-другому. Да, он точно так же погружен в жизнь, в которой свои взлёты и напасти: и последний автобус из-под носа сбегает, и стадо чёрных котов дорогу переходит, и Weltschmerz через форточку в душу проникает. Более того, творческие люди в среднем более чувствительны эмоционально, поэтому затрагивающих их событий банально больше.

Однако только лишь чувствительность не делает человека творцом (хотя может сделать ипохондриком). Здесь ещё нет таинства. А таинство вот в чём — у творца внутри есть ПУСТОЕ МЕСТО. И в это пустое место ЧТО-ТО ПРИХОДИТ.

Что именно приходит, как оно связано с жизненным опытом творца, с тем, что сосед вчера на ногу наступил, — нельзя ничего знать заранее (потому и таинство). Может быть, сие событие запустит что-нибудь по аналогии. А то придёт что-то совсем другое, и о соседе придётся забыть, потому что будет не до подобной ерунды.

В тех видах творчества, где появляются слова, эти слова необязательно идут от первого лица автора. Истинное творчество трансперсонально. Вспомните пресловутую «Войну и мир» — думаете, все герои отражали многогранную персону Льва Николаевича? Даже если автор выводит в романе «себя» (что позже считывается критиками, которые радостно об этом пишут), часто сходство остаётся фрагментарным. 

Т.н. «реалистичность» для творчества служит скорее обузой. Даже в таком изначально реалистичном жанре, как байки из жизни, есть большая разница между байкой и листом объяснения, составленным в отделении милиции. Хорошая байка сохраняет лишь минимум необходимых деталей, нужных для развития сюжета, а что-то может быть изменено или присочинено, т.е. будет проявлением творческого вымысла.

Поэтому связывать персону творца, его наличную жизненную ситуацию с его творчеством следует осторожно. Безусловно, все эти вещи проявляются, но в трансформированном виде. Давая темы, прототипы персонажей, влияя на стиль, — но никогда не появляясь «как есть».


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.