Зачем нужен учитель?

Старый вопрос раскрылся для меня с новой стороны.

Учитель (мастер, супервизор) нужен не только потому, что без него ученик запутается и потеряется. Эта проблема действительно существует на начальном этапе обучения, особенно в наше время, когда информации очень много. Но за ней следует куда более коварная ловушка.

У каждого есть сильные и слабые стороны. В силу принципа доминанты мы склонны переоценивать важность одних вещей и не замечать важность других. Вот только лучше всего замечаем мы как раз то, что лучше развито и работает. А то, что развито плохо, и заметить нечем.

Получается та самая история, когда чудак ищет потерянную вещь не там, где потерял, а где светло.

Возьмём простой пример. Вот есть люди, склонные к излишней рационализации по поводу чего бы то ни было. Обычно их позиции шатки: им не хватает уверенности, да и эмоций маловато. Но что они делают для большей убедительности? Правильно, шлифуют свои рациональные аргументы. Вместе с тем, простая улыбка на лице могла бы уже усилить их позицию в несколько раз. Да, но нет. Тут требуется большая развитость другой сферы, а с этим туго.

Команда основателей стартапа создаёт продукт. Им бы уже пойти начать продавать, получить обратную связь, понять, что именно нужно потребителям, но нет, они всё добавляют возможности. Потому что людям с техническими навыками проще делать именно это, а не вести переговоры.

Кто-то вкладывает массу сил в свой имидж: меняет одежду, причёску, делает татуировки, — заводит все новые и новые знакомства, но остаётся на поверхности, не уходя вглубь ни в делах, ни в отношениях.
В этих примерах видно общее начало: односторонность. И вот учитель как раз и нужен, чтобы дать взгляд на утраченное (или не созданное) целое, в котором высветятся разные стороны.

Весь этот текст возник после того, как я сходил на гитарный вебинар по аккомпанементу к Нескучный Саунд, отправил видео своей игры и получил разбор полетов от Александра. Узнал, что у меня есть определенный мелодико-гармонический вкус и придумать, как разнообразить простую последовательность аккордов, я вполне могу. И это даётся относительно легко. Тут, кстати, два дня не играл; вчера беру гитару, играю песню, на которой экспериментирую, и тут же вылезает несколько новых фишек...

А вот что даётся сложно — играть ритмично, попадая в доли и не сбиваясь. Собственно, на это мне и было указано.

Короче, это большая засада, обойти которую самостоятельно очень сложно, потому что доминанта будет тянуть к привычному. Потом, став мастером, ты и сам обретёшь этот взгляд на целое и сможешь видеть плоды своих и чужих трудов с этой стороны. Но туда ещё нужно дойти. А пока реализм, трудолюбие и обратная связь...

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.